ja_zlaja (ja_zlaja) wrote,
ja_zlaja
ja_zlaja

Categories:

Он её полюбил за наружную красоту

Оригинал взят у myjj в "Он её полюбил за наружную красоту"
Продолжаю делиться своими находками в области феминистской поэзии. Прошлая подборка была про развод и женскую автономию. Сегодня - несколько текстов на тему императивов Молодости, Здоровья и Красоты. Не буду углубляться в теоретизирование - на эту тему много писалось в сообщество под тэгами "привлекательность", "внешность", "сексуальная объективация", "контроль над внешним видом".

Стихотворение одесситки Марии Галиной - про мужской взгляд на женщину как на "прекрасное", "чистое", "возвышенное" и "совершенное" существо и про то, как мужское восхищение (а точнее, его примитивность и одномерность) провоцирует отчуждение женщины от собственного тела, порождая в ней фобии, связанные с внешностью, возрастом и состоянием здоровья.

Он её полюбил за наружную красоту,
Неудачный брак, леденец во рту,
Чистоту всех отверстий и духовную чистоту.
Вот она ступает с ним рядом, сама собой,
Заводная кукла с припухшей нижней губой,
Ей ещё не знаком гормональный сбой,
Её ноги длины, а изгиб спины (как он каждый раз убеждается в этом) розовый и голубой.
Она не выщипывает усы, её желудок работает, как часы,
И ему даже нравится, что она не умеет готовить ничего, кроме жареной колбасы.
Они идут вдоль берега моря, где соль истачивает чужие кости, лежащие на дне,
Где чайка, подпрыгивая на волне, отслеживает тень рыбы, плывущую в глубине,
Где рыбак сидит на молу, начинаясь на букву "м",
Поскольку ничего не ловит, но и пришёл не за тем.
Погляди, говорит он, вот мы, а дальше – всё, что не мы,
Мне приснился сон, что я один, я проснулся в слезах,
У тебя такие нежные гланды, говорит он, я схожу с ума...
Она молчит, поскольку знает сама, –
у неё красивая печень, которой на пользу сухое вино
(впрочем, сама она предпочитает коньяк), и крепкие мышцы ног,
её почки распускаются, как цветы,
её мальпигиевы клубочки
чисты.
Он говорит – погляди, какой вечер, какие облака над морем, зелёная звезда, вода,
Жаль, что портит окрестный пейзаж та женщина, бредущая неизвестно куда,
Она стара и страшна, она в песке оставляет след,
У неё от недостатка кальция хрупок скелет,
Вот-вот переломится шейка бедра,
И печень её черна.
Она говорит, – увы, это (в переносном, конечно, смысле) моя сестра.
А сама думает – не хочу туда смотреть, не хочу,
Схожу завтра на фитнес, схожу к врачу,
Пускай подтвердит, что моя печень свежа и нежна,
Что желудочный сок способен разъесть металл...
Пойдём лучше домой, говорит она,
Ты устал...


Примерно о том же пишет Алла Горбунова, но - от первого лица, с изнананки.

Тошно и омерзительно видеть
и знать с изнанки, что происходит
с тем, что было розовым, гладким, грудным, молочным,
с тем, что купалось во внутренних водах,
водах живых, маминых, околоплодных.
Повырастало у этого чёрт знает что такое:
и хвосты, и рога, и копыта, и ямы, и горки, и частоколы,
теперь это нужно мыть, подстригать, приводить в порядок,
и как это всё изнурительно и неприятно.
Было оно молоком, а потом станет ядом,
было румяным и гладким, а станет — в ужасных пятнах.
Нужно это таскать по поликлиникам, давать лекарства,
сдерживать, обучать, приучать к обществу и государству,
и ненавидеть это, за то, что ему больно,
за то, что оно слабое, глупое, слепое,
и ненавидеть его до конца, долго долго,
и жалеть, и лелеять, и всюду таскать с собою.
Всюду таскать и представлять собою.
Одна лишь надежда, что как-нибудь встречу кого-то
смеющегося, румяного, танцующего на водах,
он перстом кривым, жёлтым меня, словно жалом, уколет,
и не будет после того ни болезни, ни боли.
И я снова стану розовой, гладкой, голой,
отвалятся все хвосты и рога, затянутся ямы, выпадут частоколы,
и я стану грудной, совершенной, шарообразной, бесполой.

И снова про внешние императивы. Лирическая героиня стихотворения Виктории Головинской - существо более рефлексирующее, чем героиня Галиной. Требования к поведению и внешнему виду вызывают у нее уже не страх и паническую готовность сделать все, чтобы "соответствовать", а недоумение и явное недовольство.

но вы же всё понимаете - это не делает меня сильной, это делает меня пустой
очень болят мышцы ног и лобковая косточка
почему я должна отвечать на чужие заигрывания адекватной улыбкой -
если я даже не помню, сколько мне лет
.
единственная область, где я чувствую себя уверенно - диетология
контролировать съеденное так просто - чем меньше впускаешь в себя, тем меньше хочется
но что делать дальше со своим близящимся к совершенству дарёным телом
в женских журналах почему-то забыли указать
может, поискать в графе "примечания"?
.
я утыкаюсь лицом в красную походную куртку
ловлю запах дыма
пока ещё не выветрилось
полстакана кефира на ночь

Я, правда, не очень понимаю, о чем вторая строчка (а заодно и первая). Напрашивается, что про секс, и тогда первая строка - скорее всего, про требование к девушкам, существующее в молодежных субкультурах - вести себя в соответствии с идеологией "фри-лав". В этом смысле эти субкультуры выступают заодно с императивами доминирующей сексуальной культуры: "должна отвечать на чужие заигрывания адекватной улыбкой". У кого-то есть другие интерпретации?</span>

Стихотворение советской поэтессы середины XX в. Рахиль Баумволь "Слишком поздно" я уже публиковал в соседнем сообществе. Оно про эйджизм, возрастное отчуждение и дочернее раскаяние. Думаю, предметы одежды здесь справедливо воспринимать как метафору для вообще доступа пожилых (или даже просто старших) к материальным и нематериальным благам.

Когда сорок исполнилось маме моей,
— Слишком поздно, дитя, я стара.
.
(перевод с идиш)

А теперь - взгляд на требования к женской внешности с совершенно другой стороны. Если сейчас доминирующий идеальный женский образ - "сексуальная" (и несоответсвия порицаются), то в советскую эпоху идеалом была девушка "скромная" (и несоответствия наказывались массированным общественным и даже административным давлением; стихами давили тоже - вот
пример, правда, существенно более ранний). Известная советская поэтесса Юлия Друнина защищает право девушек послевоенного поколения на красоту и сексуальность.

Девчонка что надо!
.
По улице Горького - что за походка! -
Красотка плывёт, как под парусом лодка.
Причёска - что надо!
И свитер - что надо!
С лиловым оттенком губная помада!
Идёт не стиляжка - девчонка с завода,
Девчонка рожденья военного года,
Со смены идёт (не судите по виду) -
Подружку ханжам не дадим мы в обиду!
Пусть любит с «крамольным» оттенком помаду.
Пусть стрижка - что надо,
И свитер - что надо,
Пусть туфли на «шпильках». Пусть сумка «модерн»,
Пусть юбка едва достигает колен.
Ну что здесь плохого? В цеху на заводе
Станки перед нею на цыпочках ходят!
По улице Горького - что за походка! -
Красотка плывёт, как под парусом лодка,
А в сумке «модерной» впритирку лежат
Пельмени, Есенин, рабочий халат.
А дома - братишка, смешной оголец,
Ротастый галчонок, крикливый птенец.
Мать... в траурной рамке глядит со стены.
Отец проживает у новой жены.
Любимый? Любимого нету пока...
Болит обожжённая в цехе рука...
Устала? Крепись, не показывай виду, -
Тебя никому не дадим мы в обиду!
По улице Горького - что за походка! -
Красотка плывёт, как под парусом лодка,
Девчонка рожденья военного года,
Рабочая косточка, дочка завода.
Причёска - что надо!
И свитер - что надо!
С «крамольным» оттенком губная помада!
Со смены идёт (не судите по виду) -
Её никому не дадим мы в обиду!
Мы сами пижонками слыли когда-то,
А время пришло - уходили в солдаты!
1961

И наконец, стихотворение нашей сообщницы Лилит Мазикиной, в котором снимается кажущееся противоречие между традиционной феминистской подозрительностью по отношению к культу внешней привлекательности и традиционной же защитой прав женщин на короткие юбки и "вызывающее" поведение.

Моё тело - моё право:
заниматься йогой или есть отраву,
бриться наголо, отращивать бороду,
выносить ребёнка, сделать аборт,
делать татушки, не делать татушек,
прокалывать брови, язык или уши,
совсем не прокалывать, ходить или бегать,
есть отбивные или быть веганом,
пить молоко, кофе, коньяк.
Моё тело - ответственность моя!
.
Моё тело - моё право:
писать левой рукой или правой,
заняться сексом, сказать НЕТ,
дома сидеть, рисковать на войне,
покорять вершины, нырять с аквалангом,
распустить волосы, повязать бантом,
побриться налысо, надеть мини,
носить макси, брюки, бикини,
ходить в белье, ходить без белья.
Моё тело - ответственность моя!
.
Моё тело - моё право:
ходить бледной или с загаром,
делать чудную интимную стрижку,
отращивать косы у себя под мышками,
нарабатывать бицепс, не уметь отжиматься,
исполнять в шароварах восточные танцы
для самой себя, не для соблазнения,
выбирать партнёра, отвергать предложения,
ходить в раскраске, наносить макияж.
Моё тело - ответственность моя!
Tags: Раздражают стереотипы
Subscribe

  • Пирожки

    для управления оксаной команд достаточно простых секс борщ сидеть лежать отмена самоуничтожение © горобец в укромном месте под диваном собрались…

  • И - про времена года

    (и сделаем перерыв, а то и вас, поди, утомила, и сама постить устала) весна крадётся за олегом а тот не видит и бредёт насвистывая беззаботно весна…

  • Серию про любовь и секс подло сожрал ЖЖ, так что снова грустные

    когда ей было восемнадцать она русалкою была но постарела и похожа на рыбу с сиськами теперь © vogon илья сошёл с ума от страха а павел умер от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments